среда, 20 января 2010 г.

[Обзор] Чиптюн — что это такое, и с чем его едят — часть первая

Забавно, но не припомню более-менее свежих публикаций на Хабре на эту тему.
Что же, хотя бы попытаюсь исправить эту ситуацию…



Чиптюном (англ. chiptune) принято называть музыкальные произведения, которые создаются в реальном времени при помощи аудиочипа (англ. SID, sound interface device) компьютера или игровой приставки — в основном, используются устройства первых поколений. Также, если заглянуть в Вики, она подскажет нам, что помимо прочего, chip music — это игра слов, поскольку словосочетание созвучно с «cheap music» (дешёвая, недорогая музыка), что связано с тем, что создание композиций такого рода требует в основном вложений умственных, нежели финансовых.

Вызвано это в основном тем, что из-за убойной простоты схем, использовавшихся в то время — к примеру, знаменитый MOS6581, чип, использовавшийся для синтеза звука в Commodore64 (привет, Machinae Supremacy!), поддерживал вывод только трёх тонов одновременно, ввиду чего для человека, к такой музыке не привыкшего, звучала она, мягко говоря, грубовато — впрочем, чистота и плавность композиции что во времена расцвета чиптюна, что сейчас, зависит сугубо от мастерства музыканта.

Как правило, сама музыка в чиптюне кодируется посредством написания несложных математических выражений, которыми, собственно, и задаются волны, и до кучи добавляется шумовой канал. Таким образом, вполне можно понять, что музыка создаётся в основном не путем расставления нот на стане а-ляBand-in-a-Box, а посредством написания отдельной, пусть и несложной, программы; сейчас, впрочем, существует достаточное количество специализированного софта для целевых платформ, которые работают по механизму трекера — т.е. позволяют расставлять сэмплы последовательно.

Расцвет чиптюна как такового пришёлся на середину восьмидесятых, вместе с появлением первых массовых восьмибитных консолей, и в то время наиболее популярными для использования платформами были NES и уже помянутая Commodore64.



В первой применялся чип Ricoh 2A03, восьмиразрядный звуковой контроллер, поддерживавший вывод двух равноценных каналов с генерацией прямоугольных импульсов и изменением частоты оных, одного канала треугольных импульсов, которые при создании игр для NES применялись в качестве бас-инструментов и одного канала белого шума. Этот процессор стал одним из самых популярных на сцене, в основном, благодаря своим широким возможностям программирования и относительной простоте использования.



MOS Technology 6581 (он же 8580) SID, в свою очередь, является чипом, который как таковой ответственнен за появление такого феномена, как демосцена. Этот контроллер, использовавшийся в CBM-II, Commodore64 и Commodore128 в свое время стал одним из первых процессоров, который начал массово применяться в домашних компьютерах и консолях до того момента, как оные смогли своими силами воспроизводить цифровой звук. Разрабатывался он небезызвестным Робертом Яннесом, который через какое-то время основал Ensoniq — компанию, специализирующуюся на производстве синтезаторов, и первые инженерные сэмплы были готовы уже через пять месяцев после начала работ.

Учитывая опыт Яннеса, и существовавшую тогда потребность в увеличении возможностей вывода звуковой информации, 6581 получил для того времени ну очень неплохие характеристики — три независимых генератора частоты с диапазоном в 8 октав (16-4000 Гц), четыре разных варианта формы сигнала для каждого из генераторов, многорежимный фильтр, кольцевые модуляторы, и даже восьмиразрядный АЦП. Все это сделало MOS 6581 самым массовым и популярным процессором на демосцене, и не только — к примеру, в 1997-м году компания Elektron, базирующаяся в Швеции, выпустила SidStation — синтезатор, в основе которого лежал 6581-й, и который активно используется некоторыми альтернативными и металлическими музыкальными коллективами, такими, как например, уже помянутая в начале топикаMachinae Supremacy.

Чиптюн сейчас






Где-то с 2005-го года чип-музыка начала выходить из тени подвалов, и постепенно приходить к концепции мейнстрима — наравне с ветеранами вроде Yerzmyey, Manwe, Gordon Strombola на сцене постепенно начали появляться новые, молодые музыканты — she, glomag, Saskrotch; как грибы после дождя, начали появляться лейблы, ориентированные как раз на чип- и 8bit-музыку — труды ветерана этой области,8bitpeoples, вышедшего на рынок в 1998-м, наконец начали давать свои плоды; начали организовываться массовые чип-данс-фесты, как, например, BlipFestival, проводящийся в Нью-Йорке, и его европейская версия. Даже Россия не осталась в стороне — у нас начали появляться исполнители, которых в кои-то веки не стыдно поставить в один ряд с западными музыкантами, что по уровню техники, что по уровню мелодичности и замысловатости.

Кроме того, нужно отметить, что сейчас все не ограничивается старыми платформами конца прошлого тысячелетия — в наши дни чиптюн играют и на многочисленных вариациях карманных консолей Gameboy, и на Nintendo DS, и еще много на чём — перечислять всё железо просто бессмысленно — можно лишь сказать, что его спектр невероятно широк. Таким образом, можно и нужно сказать, что вид искусства, зародившийся свыше тридцати лет назад, о котором, я уверен, многие помнили только благодаря XM-тюнам в кейгенах, продолжает жить, умирать не собирается, и лишь готовится покорять новые вершины.

Кстати, в дальнейшем, если хабраюзерам будет интересно, я могу попробовать поделиться своим опытом использования SID-чипов в качестве музыкальных инструментов, а также привести наглядные примеры такого самопального кухонного творчества.

Ссылки по теме


Дискография лейбла 8bitpeoples — большое количество 8bit- и чиптюн-релизов, выпущенных под CreativeCommons
Commodore Computers — история Commodore и компьютеров, выпускавшихся под этим брендом, ROMы и прочее
Сайт Machinae Supremacy, метал-группы из Швеции, активно использующей в своей музыке SidStation
Nectarine Demoscene Radio

Комментариев нет:

Отправить комментарий